10 марта 2011
Рано ли, поздно ли, но любые исторические изыскания ведут в архив. На сей раз - в Национальный архив республики Татарстан. Запрос мы писали "выдать архивную справку о венчании Ильи Григорьевича Папешина и Ефимьи/Офимьи". А ответ пришел "Найдена информация о венчании Ильи Григорьева и о рождении его детей: Анастасии, 1907 - Михаила, 1908 - Михаила, 1911 - Михаила, 1912 - Александра, 1913 - Ивана, 1916.
Ага, мы сначала так же долго, как и вы, разглядывали этих трех Михаилов... Не, ну все бывало, два ребенка в одной семье, названных одним именем - явление если не рядовое, то нередкое. У пра-прадеда Григория Папешина было две дочери Дарьи, родившиеся 2 марта 1868 года (умерла в возрасте нескольких месяцев) и 2 марта 1870 года(выжила). В другой ветви нашей же семьи по семейной легенде было две Марии - старшая и меньшая (документами пока не подтверждено). Буквально недавно в метрической книге я самолично видела запись "умерли крестьянина Ивана Иванова дети Василий 10 лет и Василий, 5 лет, отравились грибами". Но вот чтобы аж ТРИ ребенка с одним именем???
Допустим, первый Михаил, 1908 года рождения, мог умереть во младенчестве. Второго сына, 1911 года рождения, назвали опять Михаилом. Он как раз выжил, дожил до взрослого возраста, тому есть свидетельства. Значит, третьего сына, 1912 года рождения, опять назвали Михаилом, при живом Михаиле-втором??? Либо в архиве что-то напутали?
В общем, заказала ТРИ справки - на всех ТРЕХ Михаилов. К сожалению, до Казани мне не доехать, самой эти метрики не посмотреть, посему справки заказывала самые полные, с указанием не только родителей, но и восприемников, чтобы идентифицировать всю эту толпу: кто "наши", а кто просто тезки. Ну не верится мне в такое количество братьев-Михаилов!
17 апреля 2011 года
Во первых строках своей заметки хочу спеть дифирамб Национальному архиву республики Татарстан - по сравнению с другими архивами работают супер-быстро! И года не прошло (полтора месяца всего), как справки оказались в наших руках. Но ясности получилось мало.
С первой справкой - о венчании родителей Михаила - все нормально.
"9 ноября 1907 года по старому стилю бракосочетались крестьянин деревни Немчиновка Илья Григорьев, 26 лет и крестьянская девица деревни Купланга Евфимия Федорова, 18 лет.
Поручители по жениху: крестьяне деревни Немчиновка Александр Тимофеевич и Сергей Никоноров.
Поручители по невесте: крестьяне деревни Выселок Куренский Максим Семенов и Степан Федоров"
Затем, спустя почти год, как и положено, рождается ПЕРВЫЙ Михаил:
"Запись под № 28
Родился 17 сентября, крещен 18 сентября 1908 года по старому стилю. Родители: деревни Немчиновка крестьянин Илья Григорьев и Евфимия Федорова. Восприемники: крестьянин деревни Выселок Куренский Василий Федоров и крестьянка Мария Григорьева".
Никто в семье об этом Михаиле не знает. Родственники точно уверены, что такого не было. Это может означать только одно: скорее всего, ребенок прожил недолго. Так что будем заказывать в Национальный архив РТ еще один поиск: поиск записи о смерти Михаила-первого. Скорее всего, ребенок умер в период между 1908 и 1911 годом, когда родился ВТОРОЙ Михаил:
"Запись под № 25
Родился 30 сентября, крещен 2 октября 1911 года по старому стилю. Родители: деревни Немчиновка крестьянин Илья Григорьевич Папешин и Евфимия Феодоровна. Восприемники: крестьянин деревни Выселок Куренский Тимофей Феодорович Семенов и крестьянская жена Параскева Григорьевна Никандрова".
Здесь, на мой взгляд, тоже все логично: первый Михаил родился 17 сентября, второй 30 сентября - где-то рядом в святцах день св.Михаила, вот и назвал поп обоих одинаково. Второго Михаила в семье знают и помнят, у него остался сын и есть внуки и правнуки. Два ребенка с одинаковым именем в одной семье тоже были не редкостью, хотя скорее всего первый Михаил к этому времени уже умер (будем ждать ответ на запрос в НА РТ).
А вот с ТРЕТЬИМ Михаилом что-то непонятное.
Запись под № 1
Родился 30 января, крещен 2 февраля 1912 года по старому стилю. Родители: крестьянин деревни Немчиновка Илья Григорьевич Папешин и Евфимия Феодоровна. Восприемники: крестьянин деревни Выселок Куренский Тимофей Феодоров и крестьянка Параскева Григорьевна Никандрова.
На эти непонятки обратил мое внимание Андрей Николаевич Папешин, спасибо ему большое. "Второй" и "третий" Михаилы "родились" у одних и тех же родителей с интервалом в четыре месяца (!) Даже даты "рождения" 30-е и 30-е, "крещения" 2-е и 2-е совпадают. Опять же, практически идентичные записи о родителях и восприемниках... Видимо, имела место быть либо банальная запись "задним числом" (если это церковный экземпляр метрической книги), либо ошибка переписчика (если это консисторский экземпляр - ксероксов ведь тогда не было).
В общем, предварительные выводы, наверное, будут такие: скорее всего, Михаилов было два. Первый родился в 1908 году и скорее всего к 1911 году его уже не было в живых. Второй родился в 1911 году. Третья запись ошибочна и реально такого человека не было.
Май 2011 года
Пока ждем ответа из Национального архива республики Татарстан, списались опять с Андреем Николаевичем Папешиным и его отцом, Николаем Михайловичем Папешиным, сыном одного из Михаилов. О первом ребенке, носящем имя Михаил, вопрос пока остается открытым - скорее всего был и умер во младенчестве. Возможно, родители очень хотели, чтобы в кто-то из детей носил имя Михаил и назвали второго ребенка опять Михаилом.
Второй сын Михаил родился осенью 1911 года. По воспоминаниям Николая Михайловича, деревня Немчиновка и село Киять, в котором крестили детей из Немчиновки, разделены рекой Свиягой. Осенью она довольно широкая, с бурным течением, а мостов в ближайших окрестностях нет. Поэтому вполне могло быть, что родители с кем-то передали весточку о ребенке на тот берег - чтобы вписали в метрические книги. А потом, уже зимой 1912 года, по санному пути, по замерзшей Свияге, ребенка свезли в церковь и окрестили - так появилась еще одна запись об одном и том же человеке в метриках села Киять.
Такой вариант вполне возможен, и мы знаем как минимум еще об одном таком случае: ребенок родился в отдаленной деревне 25 декабря, стояли сильные морозы, да и дороги были занесены снегом, поэтому окрестить его смогли только 3 февраля, что и записали в метрическую книгу. А при получении паспорта в него ошибочно была поставлена дата рождения 16 марта - в итоге человек может справлять три дня рождения: настоящий день, "официальный" по метрике и "ошибочно-официальный" по паспорту, причем из-за конца-начала года отличается даже год рождения.
Вот справки из Национального архива республики Татарстан о записях, найденных в метрических книгах церкви села Киять, к приходу которой относилась деревня Немчиновка:
Михаил, 1908 год рождения Ага, мы сначала так же долго, как и вы, разглядывали этих трех Михаилов... Не, ну все бывало, два ребенка в одной семье, названных одним именем - явление если не рядовое, то нередкое. У пра-прадеда Григория Папешина было две дочери Дарьи, родившиеся 2 марта 1868 года (умерла в возрасте нескольких месяцев) и 2 марта 1870 года(выжила). В другой ветви нашей же семьи по семейной легенде было две Марии - старшая и меньшая (документами пока не подтверждено). Буквально недавно в метрической книге я самолично видела запись "умерли крестьянина Ивана Иванова дети Василий 10 лет и Василий, 5 лет, отравились грибами". Но вот чтобы аж ТРИ ребенка с одним именем???
Допустим, первый Михаил, 1908 года рождения, мог умереть во младенчестве. Второго сына, 1911 года рождения, назвали опять Михаилом. Он как раз выжил, дожил до взрослого возраста, тому есть свидетельства. Значит, третьего сына, 1912 года рождения, опять назвали Михаилом, при живом Михаиле-втором??? Либо в архиве что-то напутали?
В общем, заказала ТРИ справки - на всех ТРЕХ Михаилов. К сожалению, до Казани мне не доехать, самой эти метрики не посмотреть, посему справки заказывала самые полные, с указанием не только родителей, но и восприемников, чтобы идентифицировать всю эту толпу: кто "наши", а кто просто тезки. Ну не верится мне в такое количество братьев-Михаилов!
17 апреля 2011 года
Во первых строках своей заметки хочу спеть дифирамб Национальному архиву республики Татарстан - по сравнению с другими архивами работают супер-быстро! И года не прошло (полтора месяца всего), как справки оказались в наших руках. Но ясности получилось мало.
С первой справкой - о венчании родителей Михаила - все нормально.
"9 ноября 1907 года по старому стилю бракосочетались крестьянин деревни Немчиновка Илья Григорьев, 26 лет и крестьянская девица деревни Купланга Евфимия Федорова, 18 лет.
Поручители по жениху: крестьяне деревни Немчиновка Александр Тимофеевич и Сергей Никоноров.
Поручители по невесте: крестьяне деревни Выселок Куренский Максим Семенов и Степан Федоров"
Затем, спустя почти год, как и положено, рождается ПЕРВЫЙ Михаил:
"Запись под № 28
Родился 17 сентября, крещен 18 сентября 1908 года по старому стилю. Родители: деревни Немчиновка крестьянин Илья Григорьев и Евфимия Федорова. Восприемники: крестьянин деревни Выселок Куренский Василий Федоров и крестьянка Мария Григорьева".
Никто в семье об этом Михаиле не знает. Родственники точно уверены, что такого не было. Это может означать только одно: скорее всего, ребенок прожил недолго. Так что будем заказывать в Национальный архив РТ еще один поиск: поиск записи о смерти Михаила-первого. Скорее всего, ребенок умер в период между 1908 и 1911 годом, когда родился ВТОРОЙ Михаил:
"Запись под № 25
Родился 30 сентября, крещен 2 октября 1911 года по старому стилю. Родители: деревни Немчиновка крестьянин Илья Григорьевич Папешин и Евфимия Феодоровна. Восприемники: крестьянин деревни Выселок Куренский Тимофей Феодорович Семенов и крестьянская жена Параскева Григорьевна Никандрова".
Здесь, на мой взгляд, тоже все логично: первый Михаил родился 17 сентября, второй 30 сентября - где-то рядом в святцах день св.Михаила, вот и назвал поп обоих одинаково. Второго Михаила в семье знают и помнят, у него остался сын и есть внуки и правнуки. Два ребенка с одинаковым именем в одной семье тоже были не редкостью, хотя скорее всего первый Михаил к этому времени уже умер (будем ждать ответ на запрос в НА РТ).
А вот с ТРЕТЬИМ Михаилом что-то непонятное.
Запись под № 1
Родился 30 января, крещен 2 февраля 1912 года по старому стилю. Родители: крестьянин деревни Немчиновка Илья Григорьевич Папешин и Евфимия Феодоровна. Восприемники: крестьянин деревни Выселок Куренский Тимофей Феодоров и крестьянка Параскева Григорьевна Никандрова.
На эти непонятки обратил мое внимание Андрей Николаевич Папешин, спасибо ему большое. "Второй" и "третий" Михаилы "родились" у одних и тех же родителей с интервалом в четыре месяца (!) Даже даты "рождения" 30-е и 30-е, "крещения" 2-е и 2-е совпадают. Опять же, практически идентичные записи о родителях и восприемниках... Видимо, имела место быть либо банальная запись "задним числом" (если это церковный экземпляр метрической книги), либо ошибка переписчика (если это консисторский экземпляр - ксероксов ведь тогда не было).
В общем, предварительные выводы, наверное, будут такие: скорее всего, Михаилов было два. Первый родился в 1908 году и скорее всего к 1911 году его уже не было в живых. Второй родился в 1911 году. Третья запись ошибочна и реально такого человека не было.
Май 2011 года
Пока ждем ответа из Национального архива республики Татарстан, списались опять с Андреем Николаевичем Папешиным и его отцом, Николаем Михайловичем Папешиным, сыном одного из Михаилов. О первом ребенке, носящем имя Михаил, вопрос пока остается открытым - скорее всего был и умер во младенчестве. Возможно, родители очень хотели, чтобы в кто-то из детей носил имя Михаил и назвали второго ребенка опять Михаилом.
Второй сын Михаил родился осенью 1911 года. По воспоминаниям Николая Михайловича, деревня Немчиновка и село Киять, в котором крестили детей из Немчиновки, разделены рекой Свиягой. Осенью она довольно широкая, с бурным течением, а мостов в ближайших окрестностях нет. Поэтому вполне могло быть, что родители с кем-то передали весточку о ребенке на тот берег - чтобы вписали в метрические книги. А потом, уже зимой 1912 года, по санному пути, по замерзшей Свияге, ребенка свезли в церковь и окрестили - так появилась еще одна запись об одном и том же человеке в метриках села Киять.
Такой вариант вполне возможен, и мы знаем как минимум еще об одном таком случае: ребенок родился в отдаленной деревне 25 декабря, стояли сильные морозы, да и дороги были занесены снегом, поэтому окрестить его смогли только 3 февраля, что и записали в метрическую книгу. А при получении паспорта в него ошибочно была поставлена дата рождения 16 марта - в итоге человек может справлять три дня рождения: настоящий день, "официальный" по метрике и "ошибочно-официальный" по паспорту, причем из-за конца-начала года отличается даже год рождения.
Вот справки из Национального архива республики Татарстан о записях, найденных в метрических книгах церкви села Киять, к приходу которой относилась деревня Немчиновка:
Михаил, 1911 год рождения
Михаил, 1912 год рождения
Теперь буду заказывать в НА РТ поиск записи о смерти Михаила-первого, 1908 года рождения - раз была запись о рождении, а потом о таком ребенке никто больше не слышал, логично предположить, что скорее всего он умер во младенчестве. Вот и будем искать. Результат поисков опубликую тут.