Приход находился на новгородских землях, в Обонежской пятине, Заонежской половине, в Грузинском Андреевском погосте. Село Черницы (в некоторых документах пишется как Черниц-погост) расположено на реке Пчевже, на правом ее берегу, в нескольких километрах от места ее впадения в реку Волхов. Самые древние описания этих земель можно найти в Писцовых книгах. К сожалению, по Обонежской пятине книг этих сохранилось не много, и они не полны. Поэтому хотя и существует Писцовая книга Обонежской пятины письма Юрия Константиновича Сабурова 7004 (1495-96) года, но Грузинский погост в ней не упомянут и первое упоминание о селе Черницы и Черницкой церкви нашлось в Писцовой книге Обонежской пятины Заонежской половины письма Ондрея Васильева Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 (1582-1583) года, где описано "...село Черницы на реке Пшовже, а в селе церковь Страстотерпца Христова Георгия, древеная..."
В период с 1850 до 1917 года к приходу Черницкой церкви Святаго Великомученика Георгия относилось село Черницы и деревни Велья (на правом берегу Пчевжи), Черниц-Мелеховская (Мелеховская), Крутиха, Покровское (на левом берегу Пчевжи). Примерно до 1858 года существовала и относилась к этому приходу деревня Михайловское, расположенная между деревнями Крутиха и Мелеховская. В конце 18 - начале 19 века Михайловского, по всей видимости, еще не существовало, но зато были жилыми и относились к этому приходу деревни Запольско (на правом берегу Пчевжи, напротив д.Крутиха) и Озерево (между реками Волхов и Пчевжа, среди озер, из которых берет начало река Кол/Кола/Кольская), но к 1850 году эти деревни уже исчезли. Судя по старым картам (1784-85 годы) и воспоминаниям жителей, существовала еще деревня Хочевицы, исчезнувшая, вероятно, еще в середине 18 века, поскольку на карте 1874 года отмечена не деревня Хочевицы, а урочище Хочевицы/Кочевичи. |
ЦЕРКОВЬ.
Кроме того, там же хранятся ревизские сказки Обонежской пятины 1737 года (фонд 480, опись 1, дело 388). Исследователь А.Зверев, просматривая это дело, нашел следующие данные о священниках Черницкой церкви:
- поп Черницкой церкви великомученика Георгия - Федор Михайлов, 53 года (1684г.р.), назначен на место своего умершего отца Михаила Матвеева. Дети Федора Михайлова — Владимир, 31 год (1706г.р.) и Семен, 15 лет (1722г.р.). Брат Федора Михайлова - Андрей Михайлов, 60 лет (1677г.р.).
- дьякон — Василий Минин, 45 лет (1692г.р.), назначен на место отца Мины Иванова
- пономарь — Марк Михайлов, 56 лет (1681г.р.) и брат его Яков Михайлов
О Черницком приходе сказано, что всего в нём 75 дворов, мужского пола - 218 человек.
Кроме ревизских сказок в ГАНО есть исповедные росписи Черницкой церкви за 1775 год (фонд 480, опись 1, дело 1509), где перечислен церковный причт с чадами и домочадцами:
1. Священник Елисей Мартынов - 55 лет (1720г.р.), жена его Пелагия Федорова - 51 год (1724г.р.), дети их Филипп - 15 лет, Стефан - 11 лет, Авдотья - 8 лет, Параскева - 5 лет
2. Дьячек Иван Васильев - 34 года (1741г.р.), жена его Катерина Константинова - 33 года (1742г.р.), дети их Иван - 5 лет, Василий - 3 года, Анна - 7 лет
3. Понамарь Михайла Никитин - 32 года (1743г.р.), жена его Ирина Петрова - 33 года (1742г.р.), дети их Никифор - 3 года, Федот - 6мес, Параскева - 10 лет, Марфа - 9 лет; онаго понамаря отец той же церкви понамарь Никита Марков - 56 лет (1719г.р.), жена его Афимья Васильева - 59 лет (1716г.р.), дети их Иван - 16 лет, Матрона - 23 года.
Следующий документ, который удалось найти в том же архиве - исповедные росписи Черницкой церкви за 1796 год (фонд 480, опись 1, дело 1837):
1. Священник Иван Елисеев - 39 лет (1757г.р.), жена его Авдотья Григорьева - 35 лет (1761г.р.), дочь их Татьяна - 5 лет
В те годы места священнослужителей зачастую переходили "по наследству" - за подрастающими детьми закреплялись места их отцов в той же церкви. Если посмотреть на два вышеприведенных списка, то эту тенденцию можно отметить и в Черницах. В 1775 году священником был Елисей Мартынов, а спустя 21 год, в 1796 году, священническое место принадлежало Ивану Елисееву. С большой вероятностью можно утверждать, что это сын попа Елисея, которому в 1775 году было 18 лет. В исповедной росписи он не отмечен скорее всего потому, что в это время скорее всего учился в семинарии. Бывший в 1775 году пономарем Михайла Никитин заступил на место отца, пономаря Никиты Маркова. Потом, вероятно, дослужился до дьячка и в 1796 году дьячком был уже его сын Федот Михайлов. Чуть позже нашлось подтверждение этих предположений: в церковной ведомости Черницкой церкви за 1798 год (ГАНО, фонд 480, опись 1, дело 1873) есть запись "...благочинный священник Иван Елисеев... села Черниц священнический сын на место своего отца к сей церкви произведен 1779 года..." По этой ведомости причт Черницкой церкви в 1798 году таков:
В 1801 году священником Черницкой церкви служил Павел Иванов, о котором в ведомости написано, что был он "...40 лет... женат... села же Черниц дьячков сын пономарем произведен Тихвинского уезда во Боровинский монастырь К сей церкви указом причислен во дьячки на место отца, а 1790 диаконом. Произведен во священники 1799 года..." Интересно, что благочинным этой территории назван священник Иван Елисеев - скорее всего тот же Иван Елисеев, который несколькими годами ранее служил в Черницкой церкви и был благочинным Черницкого благочиния.
Кроме священника в 1801 году в ведомости о Черницкой церкви указан "...дьячек Алексей Алексеев... 8 лет... учится(?)... села Грузина священников сын к сей церкви указом во дьячки определен 1799 года..." и "... пономарь Федор Иванов... 41 лет... Новоладожского уезда, села Мотохова дьяконов сын Посвящен сей церкви пономарем 1790 года... в подушной оклад не положен..." В этой же ведомости вписан "...праздноживущий священник Алексей Яковлев... 35 лет... женат..." находящийся "...в разслаблении..."
Здесь есть, конечно, неясности. Например, возраст дьячка, хоть бы и учащегося - 8 лет. Цифра написана отчетливо, никаких сомнений в написании нет. Интересно, каким образом мог стать дьячком или семинаристом малолетний ребенок? Эта загадка прояснилась чуть позже, когда в нескольких церковных ведомостях нам встретились записи о малолетних детях священников/дьячков/пономарей, за которыми места в церковном причте были утверждены задолго до совершеннолетия этих детей. "...дьяконское место праздно, утверждено за детьми вышеозначенного священника...", которым на тот момент было 10-12 лет.
Зато ясно происхождение пономаря Федора Иванова (судя по церковной ведомости, он приблизительно 1780 года рождения). В Санкт-Петербургском государственном историческом архиве (ЦГИА) есть исповедные росписи Мотоховской церкви за 1788 год (фонд 19, опись 112, дело 356), где в Мотоховской церкви указан диакон Иван Самуилов, 41год(1747гр), жена его Агриппина Петрова, 41 год(1747гр) и дети: Федор 9лет(1779гр), Ирина 19лет(1769гр), Матрона 10лет(1778гр), Степанида 6лет(1782гр) и Авдотья 4лет(1784гр). В документах того времени расхождение возраста в один год - это, можно считать, идеальная точность, поскольку нередки случаи, когда в разных источниках разница эта бывает и 3-5-7 лет.
В церковных ведомостях 1802 года перечислены: тот же священник Павел Иванов, дьячек Алексей Алексеев и "...отец его священник Алексей Яковлев, больной параличью... села Грузина... в 793 году во священники посвящен..." Пономаря Федора Иванова в списке нет. Теперь становится понятны родственные связи: в Черницах живет бывший священник с.Грузино, больной и потому находящийся в отставке. Сын же его причислен дьячком к Черницкой церкви без обучения в школе и семинарии (в соответствующей графе ведомостей против его имени стоит пометка "...не учился..."), но тем не менее он "...чтению обучен... и катехизис знает..." Видимо, обучение было домашним.
В 1817 году в церковных ведомостях Оскуйской церкви появляется запись: "...дьячек Алексей Алексеев, 24 лет, из великороссиян, села Черниц умершего священника Алексея Яковлева сын... Жена его Мария Данилова, 20 лет, сын их Николай - 1 мес..." Это тот самый восьмилетний дьячек Черницкой церкви. Приведен здесь и его послужной список: после обучения в Архиерейского дома школе "...1808 года майя 3-го дня произведен в село Черницы дьячком, 1808 года ноября 8-го дня переведен в Новоладожский уезд, в село Тигоду дьячком, 1817 года майя 24-го дня из онаго села переведен в село Оскую дьячком..."
1. Священник Стефан Герасимов Уверов, жена его Акилина Михайлова,
- дочь их Анна (1837-?) - в замужестве Инотина, брак в 1862, супруг Фавст Павлов Инотин (1837-?), окончивший Новгородскую духовную семинарию, назначен во священники в выставку Сквер Устюженского уезда; дочь их Александра Фавстова Инотина (1863-?)
- дочь их Александра (1847-1902) - в замужестве Светлова, брак в 1869, супруг Павел Михайлов Светлов (1844-1902), сын священника Жабенского погоста Валдайского уезда Михаила Светлова; дети их Николай (1870-1872), Николай (1872-?), Михаил (1875-?), Владимир (1879-?)
- Иван Стефанов Уверов - закончил курс СПб духовной семинарии, в 1862 году состоял на службе при СПб Александро-Невском училище комнатным надзирателем
- дочь их Екатерина Стефанова - в замужестве Мацеровская, брак не позднее 1870 года, супруг - Дмитрий Мацеровский, священник 33-го пехотного Иркутского полка
2. Дьячок Андрей Стефанов Антоновский, жена его Анна Автономова, сын Иаков (1847-1884), дочь Клавдия (1858-1859), сын Василий (1859-?), дочь Евдокия (1862-?)
3. Пономарь Алексей Грузинский, жена его Агафья Иоаннова, сын Николай (1859-?), Иоанн (1862-?), Екатерина (1863-?), Симеон (1865-?), Мария (1866-?)
В 1863 году пономарь Алексей Грузинский становится дьячком Черницкой церкви вместо Андрея Антоновского. Должность пономаря начинает исправлять сын бывшего дьячка той же церкви Андрея Антоновского - Иаков Андреев Антоновский, жена его Елена Алексеева, сын Николай (?-1884), дочь Анна (1869-?), сын Иоанн (1875-?), сын Владимир (1879-?), Федор (1882-?)
В 1869 году место священника Черницкой церкви Стефана Уверова занимает его зять Павел Михайлов Светлов.
С 1874 года в церкви появляется псаломщик Павел Васильев Быстров, 1-я жена Мария Алексеева (1869-1899), 2-я жена Зоя Иванова (?-?)