Вот еще одна загадка: давно уже лежит у меня справочка из Окуловского ЗАГСа, в которой красивым почерком черным по белому записано: "Папешин Василий Иванович, умер ... апреля 1943 года в селе Путиловец Окуловского района". Карт у нас много - и Гугл, и Яндекс. Забиваю в поиск "Путиловец" - нет ответа... Вернее, ответ есть, что в Окуловском районе Новгородской области такого села не имеется. В Лодейнопольском районе Ленинградской области - пожалуйста, а в Окуловском нет! Некоторое время сижу, размышляю, мог ли окуловский Папешин оказаться в Лодейнопольском районе? Решила, что вряд ли. Скорее всего, какую-нибудь окуловскую деревню переименовали после революции в Путиловец, потом на волне перестройки-перестрелки вернули обратно старое название и все, ищи теперь этот Путиловец (и я, похоже, оказалась права насчет переименования).
Подумав немного, пошла на генеалогический форум сайта ВГД (Всероссийское Генеалогическое Древо http://forum.vgd.ru/), поплакалась на тяжелую долю. Понятно, что нужны мне карты сороковых годов, да только где же их взять? Да еще желательно без оплаты с помощью СМС или прочих разводок на деньги. Форум не подвел, дали ссылочку на карту - глядите, ваш Путиловец или не ваш? Да причем не один, а сразу два рядом! Не было, как говорится, ни гроша, да вдруг алтын!
Первый Путиловец я, посомневавшись, отвергла. Проезжали мы там с папанькой не раз, в том месте голое поле, хотя если было когда-то село, то должна быть и церковь, и домов хоть несколько десятков, а тут и на старой карте две избы изображено. Второй Путиловец был похож на село гораздо больше. На старой карте виднелась россыпь домиков на южном берегу озера Путиловец. Добрые люди с того же форума ВГД дали наводку, что и сейчас в Окуловском районе есть совхоз с таким названием. Полезла в информацию по Окуловскому району, и точно: совхоз "Путиловец", деревня Пузырево Окуловского района, индекс, телефон, все дела. Опозорившийся в прошлый раз Яндекс решил реабилитироваться и на запрос "Пузырево" мгновенно ткнул меня носом... ага, в россыпь домиков на южном берегу озера Путиловец. Все, пазл сошелся!
Теперь буду ждать лета, чтобы рвануть в Путиловец, то есть в Пузырево. Наверняка кладбище там сохранилось, может и церковь есть. Надо будет еще зайти в сельсовет, поинтересоваться книгами подворового обхода (или подворного?) Про эти "подворные-подворовые" выясню за зиму, время еще есть. А потом еще "потренируюсь на кошках", сгоняю в близлежащие Грузино и Оскуй, попробую найти такие же книги в этих сельсоветах - хоть посмотрю, что это такое и как они выглядят. Заодно поищу своих со стороны матери, они как раз в тех краях жили, в Мотылье.
20-е числа ноября 2010
Ну вот и подошел срок ехать в ГАНО (государственный архив Новгородской области) - на 22-е уже заказаны пять метрических книг из церквей Окуловского района. Надо и своей веткой заняться поплотнее. Единственный шанс найти общие корни на уровне прадедов Ивана и Ильи Григорьевичей - в Новгородском архиве. Других зацепок нет, Илья Григорьевич намертво оборвал все свои корни, переселившись в Симбирскую губернию и упорно умалчивая о своей родне, происхождении, родителях и родных местах. Намеренно? Случайно? От обиды? Из страха? Кто ж теперь разберет...
Первая попытка заняться архивной работой вышла, как и положено, "комом". Время поджимало, от обилия новой информации в голове позванивало: фонд, опись, дело, связка... напишите заявку... еще бы знать как... Девочка-архивариус (или архивист?) старалась объяснить все тонкости чуть ли не на пальцах... Ага, вроде боль-мень ясно. Вот список метрических книг церквей Окуловского района. Мне нужны книги из церкви Михаила Архангела, что в селе Боровно. Вот в списке книги из Боровёнкской церкви, вот из Боровенковской, а Боровновская где? Хоть бы по названиям церквей сориентироваться, да в описи такие подробности не указаны. Сам догадайся, что тебе нужнее - Боровёнковская церковь или Боровенская? В цейтноте пишу в заявке Боровёнковскую, вспоминаю рассказы бабы Мани про Перетно и решаю добавить в заявку... ага, щазззз.... Опять сижу в прострации: я хочу книги Перетёнкской церкви или Перетновской? В полном отчаянии пишу Перетёнкскую, отдаю заявку и галопом лечу на улицу. Там уже бьет копытом Вова на своей Ниве, у нас сегодня встреча с начальником областного ГИБДД, до которой осталось 15 минут.
Уже возвращаясь из Новгорода домой, понимаю, как я ступила с заявкой. Боровёнкская церковь - это стопудово на станции Боровёнка, северо-западнее Окуловки, а Боровно намного южнее. Надо было Боровенскую вписывать, все больше похоже на Боровновскую. А, что сделано, то сделано!
Я оказалась права: метрические книги действительно оказались по станции Боровенка. А вот Перетно и Перетёнка преподнесли сюрприз, с которым еще надо будет разобраться. Перетёнка находится северо-восточнее Окуловки, за поселком Парахино. Перетно - западнее, даже юго-западнее Окуловки. Рядом с Перетно деревни Завод, Мануйлово, Заозерье. Но в метрических книгах Перетёнкской церкви сплошь записи о людях из деревень в окрестностях Перетно. Ничего не понимаю! Любопытно было бы посмотреть на Перетновские метрические книги - что тогда в них?
В общем, из пяти заказанных книг просмотрела всего две. Посмотрела с чисто академическим интересом: как записи ведутся, что записывается, сокращения любопытные встречаются, почерка интересные. Наших Папешиных искать там бесполезно. Если есть на соседней улице своя церковь, в которой отец семейства к тому же регулярно прислуживает священнику, никто не потащит крестить новорожденного младенца за несколько верст вокруг озера в другую церковь. Ладно, заказала вторую партию метрических книг - надеюсь, во второй раз повезет больше. Ну а пока с горя переписала опись №12 фонда №480 по церквям Окуловского района и опись №17 фонда №480 по церквям Старорусского района. Над первой описью посижу на досуге, подумаю, что еще надо заказать, чтобы не попасть впросак, как в первый раз. Вторую переписала на всякий пожарный - раз уж она мне в руки попала, время есть, пусть будет. Запас карман не тянет.
29-го придется опять ехать в архив, смотреть другие книги.
Первые числа декабря 2010
Наконец-то
удалось добраться до ГАНО и нужных метрических книг. Заказанные метрики
"Боровенской церкви" оказались именно тем, чем надо: книгами
Михаило-Архангельской церкви в Загубье. Ура-ура-ура! Книг было четыре -
за 1905-10 годы (фонд 480, опись 12, дело 4), 1911-13 годы (фонд 480,
опись 12, дело 5), 1914-16 годы (фонд 480, опись 12, дело 6) и 1917-18
годы (фонд 480, опись 12, дело 7). Те Папешины, о которых я знаю,
родились в 1912-14 годах, посему мы с папиком схватились за дела 1911-13
и 1914-16 годов. Отцу повезло сразу - метрика за 1914-16 год открылась
не на первом листе, а четко на записи о рождении его отца, моего деда -
Николая Ивановича Папешина. Шуметь в архиве не рекомендуется, поэтому мы
молча изобразили возгласы "Йес, вау, виу-вирулли!" и прочее, что могли
вспомнить на радостях (это, надо сказать, почти уже семейная фишка - у
нас даже кошки мяучат беззвучно, рот открывается, а "мяу" как будто
выключили). Вообще, конечно, приятно так начинать день - сразу верится в
лучшее, в удачу уж точно.
Подуспокоившись, папуля выписал на листочек А4 запись о рождении 1 февраля и крещении 3 февраля 1914 года "младенца
Николая, в честь преподобного Николая, празднуемого церковью 4 февраля.
Родители: крестьянин Валдайского уезда Боровенской волости деревни
Загубья крестьянин Иван Григорьев Папешин и законная жена его Агапья
Семенова, оба православные. Восприёмники: того же уезда и волости,
деревни Мельницы крестьянин Яков Семенов Язев и деревни Загубья
крестьянская девица Екатерина Петрова" и начал листать книгу с
первой страницы. Я взяла том за 1911-13 годы и по своей дурной привычке
начала его просматривать от конца к началу, в надежде найти запись о
рождении Федосьи Ивановны Папешиной, сестры Николая Ивановича. Со слов
родственников, родилась она в 1912 году, поэтому в записях 1913 года я
не сильно надеялась что-то найти, но добросовестно прошерстила 1913 год,
потом 1912... ничего... Нужная запись отыскалась в книге 1911 года
(родственники были немного не точны, ну так столько лет уже прошло,
ничего удивительного) - и в ход пошел еще один листочек А4, куда была
скопирована запись "о рождении 25 и крещении 25 мая 1911 года
Феодосии Папешиной. Родители: Валдайского уезда, Боровенской волости,
деревни Загубья крестьянин Иван Григорьев Папешин и законная жена его
Агапья Семенова, оба православные. Восприемники: того же уезда и
волости, деревни Мельницы крестьянский сын Василий Семенов Язев и
деревни Загубья крестьянская девица Екатерина Петрова". Поскольку в
рассказах родни тетя Феня всегда упоминалась как старшая дочь Ивана
Григорьевича Папешина, я уже предвкушала находку записи о венчании Ивана
Григорьева Папешина с законной его женой Агапьей Семеновой, но книгу
читала методично: записи о рождениях, о смертях, о венчаниях. Досмотрела
метрики 1911-13 годов, взялась за 1905-10 годы - как обычно, начала
листать книгу с конца.
На записях в разделе "Об умерших" в июне
1910 года глаз споткнулся на фамилии: "Ивана Григорьева Папешина дочь
Татьяна". Ни про какую Татьяну никто из родни в жизни не вспоминал.
Толкнула локтем папика, показала запись - он в таком же изумлении ее
изучил. Крепко сшитый корешок закрывал пару узких столбцов, где
указываются "года умерших", в смысле возраст - отдельно столбец для лиц
мужского пола, отдельно - женского. Аккуратно заглядываю под сшивку...
Блин, ничего не видно... Расширять переплет совесть не позволяет...
Жалею, что не похожа на улитку Гэри из мультика про Спанч-Боба, глаз на
стебельках у меня нет, а очень хотелось бы... В итоге практически
вынюхиваю из недр книги цифру, похожую на шестерку. На соседней странице
смотрю столбец "От чего умер" - напротив имени крестьянской дочери
Татьяны написано "от зубов". Ну, все понятно - шестерка это, скорее
всего, месяцы - как раз в этом возрасте у младенцев зубы как раз
режутся. В общем, получается так: "27 июня 1910 года умерла
Валдайского уезда, Боровенской волости, деревни Загубья крестьянина
Ивана Григорьева Папешина дочь Татьяна, 6 месяцев, от зубов, похоронена
на приходском кладбище". Очень хочется заглянуть в январь месяц, но
беру себя в руки и методически пролистываю книгу месяц за месяцем
назад. "О бракосочетавшихся", "Об умерших", "О родившихся". Январь 1910
года - вот и запись о "рождении 5 января и крещении 5 января 1910
года Татьяны Папешиной: "родители: Валдайского уезда, Боровенской
волости, деревни Загубья крестянин Иван Григорьев Папешин и законная его
жена Агафия Семенова, оба православные; восприемники6 того же уезда и
волости, деревни (неразборчиво) крестьянин Яков Семенов Язев и
Крестецкого уезда, (неразб.) волости, деревни Завода крестьянская вдова
Елена Федорова" Я была права: Татьяна родилась зимой и дотянула
едва до начала лета. Еще пара листков А4 - копируем записи о рождении и
смерти Татьяны Ивановны Папешиной, прожившей так недолго.
Листаю книгу "вглубь времен", 1909 год: "4
сентября 1909 года сочетались браком Валдайского уезда, Боровенской
волости, деревни Котчина крестьянский сын Николай Филиппов, 28 лет,
вероисповедания православного, первым браком и того же уезда и волости,
деревни Загубья крестьянская дочь девица Евдокия Григорьева Папешина, 28
лет, вероисповедания православного, первым браком. Поручители по жениху
Боровичский мещанин Петр Петров и Валдайского уезда, Боровенской
волости, деревни Перевоза крестьянин Федор Иванов; поручители по невесте
того же уезда и волости, деревни Загубья крестьянин Иван Григорьев и
Крестецкого уезда, Заозерской волости, деревни Перестова крестьянин
Николай Васильев". Вот это неожиданная находка! Оказывается, у
нашего Григория-Попентия был не только сын Иван, а и дочь Евдокия! И
даже год рождения ее можно легко посчитать - 1881. К сожалению, когда мы
просматривали метрические книги, на деревню Котчино внимания не
обращали, а уж на записи о Филипповых - и тем более. Ну что ж, придется
опять все книги, начиная с 1909 и до 1918 года, отсматривать на предмет
поиска Филипповых из деревни Котчино (хотя у меня есть смутные сомнения,
что Николай Филиппов на самом деле Николай Филиппович и искать его
потомков, не зная фамилии, нам придется долго и упорно), а пока еще один
лист А4 заполнен и отправлен в папку
А вот и та запись, которую мы искали, точно зная о том, что она должна быть: "30
января 1908 года сочетались браком Валдайского уезда, Боровенской
волости деревни Загубья крестьянский сын Иван Григорьев Папешин, 22 лет,
православный , первым браком и того же уезда и волости, деревни
Мельницы крестьянская дочь девица Агафья Семенова Язева, 19 лет,
православная, первым браком. Поручители по жениху Боровенской волости
деревни Загубья крестьянин Андрей Николаев и крестьянин Михаил
Ми(неразб.)ов; поручители по невесте того же уезда и волости, деревни
Мельницы крестьянин Яков Семенов и деревни Загубья крестьянин Нил
Федоров". Еще один листочек А4 отправляется в стопочку с данными о рождениях, смертях и венчаниях окуловских Папешиных.
О
девичьей фамилии бабушки Гани мы уже знали из рассказов двоюродных
родственников, и вот документальное подтверждение - запись в метрической
книге. Да еще какая запись! С указанием возраста вступивших в брак! Все
туманные вычисления года рождения Ивана Григорьевича и Агапьи Семеновны
можно заменить точной датой: Иван Григорьевич родился в 1886 году,
Агапья Семеновна - в 1889. Одно только огорчение - метрических книг за
эти годы в описи нет, но у меня уже есть идея - ревизские сказки само
собой придется искать, ничего не попишешь. Но надо еще взять опись
духовных книг по Валдайскому району - раз уезд был Валдайский, они
запросто могут оказаться оприходованы по Валдайскому же современному
району. За время поисков еще и не такие выверты судьбы попадались -
например, метрические книги села Киять, Буинского уезда республики
Татарстан (тогда Симбирской губернии) оказались не в архивах Казани, и
не в Ульяновске, а в Чувашии. Полно новгородских метрик в Вологодском
архиве. Метрические книги некоторых старообрядческих общин
Санкт-Петербугской губернии всплыли в Боровичах и были потом привезены в
архив Чудово (Новгородская область). Так что отчаиваться пока рано,
буду искать метрики Боровенской церкви в описях по Валдаю, да и
Крестецкий район нужно будет заодно проверить - некоторые деревни в
окрестностях озера Боровно относились к Валдайскому уезду, а некоторые
уже к Крестецкому.
Еще один интересный факт выкопался из метрик:
30 января 1908 года вышла замуж крестьянская девица Агапья Семенова
Язева (отец Семен Николаев Язев и мать Евдокия Федорова Язева). А 2
февраля 1908 года родился крестьянский сын Семен Семенов Язев (отец
Семен Николаев Язев и мать Евдокия Федорова Язева). Интересно, как
родители свадьбу дочери справляли - это ж надо готовить, гостей
принимать, в церковь на венчание ехать, а мать уже сама вот-вот родить
должна.Чуть позже, в 1910 году, мать и дочь практически одновременно
родили по ребенку, причем ребенок матери (тетушка) по отношению к
ребенку дочери (племяннице) был младше на несколько месяцев. В принципе,
на этом факте можно немного подедуцировать: например, предположить, что
Агапья Язева была у Семена и Евдокии Язевых если не старшим ребенком,
то одной из старших, а родившаяся в 1910 году Екатерина Язева
практически стопроцентно была последним ребенком , так как вплоть до
1918 года записей о родившихся у старших Язевых детях мы не нашли. Из
этого можно прикинуть достаточно точно, с точностью до нескольких лет,
дату венчания Семена Язева и Евдокии, и приблизительные даты рождения.
Жаль, что опять-таки, метрик за эти годы все равно нет, то есть
проверить плоды дедукции пока невозможно.
Книга за 1905-10 годы
оказалась самой информативной, листочки А4 у нас давно кончились,
пришлось доставать уже исписанные и половинить на А5, но вскоре и их
перестало хватать, последнюю запись я уже лепила на каких-то обрывочках:
"2 января 1909 года умерла, 4 января погребена Валдайского уезда,
Боровенской волости, деревни Загубья крестьянская жена Анна Ефимова
Папешина, 70 лет, натурально" и "24 июля 1910 года умерла, 26
июля погребена Валдайского уезда, Боровенской волости, деревни Мельницы
крестьянская вдова Ирина Андреева Язева, 85 лет, натурально".
Остальные записи касались семьи Язевых - там почти полная родословная,
начиная с отца, Семена Николаевича Язева и его законной жены Евдокии
Федоровны, и кончая записями о рождениях и смертях их детей и прочих
родственников. А начиналось все с пары слов: "Баба Ганя была Язева до
замужества". Так что если кто-то из Язевых заинтересуется своей
родословной - велкам, половина работы уже сделана.
Теперь бы еще
сообразить, кем приходится Григорию Ивановичу Папешину (Попентию) Анна
Ефимовна Папешина. Раз в 1909 году ей было 70 лет, то родилась она,
соответственно, в 1839 году. Иван Григорьевич и Евдокия Григорьевна
Папешины - в 1886 и 1881 году. То есть если это их мать, жена Попентия,
то родила она в 42 года и в 47 лет. Что-то как-то сомнительно... Скорее
всего, я бы ее пока "зачислила" Попентию в матери, тогда все лучше
сходится, даты гораздо более правдоподобные получаются: в 1881 году
родилась Евдокия, можно предположить, что ее отцу Григорию Ивановичу
Папешину было тогда лет около 20-25, то есть год его рождения получается
примерно 1855-1860. Соответственно, в это время Анне Ефимовне было тоже
лет 20-25. Эх, найти бы метрики за 1800-е годы... Или хотя бы запись о
смерти Григория Ивановича Папешина - там обычно указывают возраст
умершего, быстренько бы все посчитали и прикинули... Хотя шанс у нас еще
есть: я не успела просмотреть метрические книги за 1917-18 годы, может
быть там найду упоминания о Попентии: если я права, и он родился в
1855-60 годах, то в 1917-18 ему было 58-62 года, вполне мог дожить и
наверняка дожил до этого возраста, а то и дольше. Так что у меня есть
еще шанс поискать и найти архиве областного ЗАГСа запись о его смерти
уже в советский период.