Форма входа

Поиск

Друзья сайта






Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 24.06.2017, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Папешины
главная | Регистрация | Вход
Черницы


СЕЛО ЧЕРНИЦЫ при церкви святого великомученика Георгия (Егория)


   Изначально село Черницы вместе с окрестными деревнями и землями принадлежало митрополитам новгородским и новгородскому Софийскому архиерейскому дому, а крестьяне считались монастырскими. В бумагах новгородского Софийского архиерейского дома сохранились хозяйственные документы, по которым мы можем проследить часть истории села и его окрестностей. 
     Первое письменное упоминание о Черницах находится в писцовой книге письма Андрея Плещеева и подьячего Семейки Кузмина 7091 (1582-83) года. Документ этот опубликован в книге Неволина "О пятинах и погостах новгородских", однако очень отрывочно - например, о Черницах только отрывок, описывающий церковь (см. в статье "Черницкий приход"). Оригинал, которым пользовался Неволин, скорее всего хранится в Российском Государственном Архиве Древних Актов (РГАДА) и фактически недоступен обычным гражданам. Однако в архиве Института Истории Российской Академии Наук (ИИ РАН) есть похожие документы, датированные 7100 (1592) годом. 

1592 год
Переписная книга Софийской вотчины письма старца Левкия.

 

"...В Ондреевском погосте Грузинском митрополичье дворцовое село Черницы з деревнями. А в селе церковь Страстотерпца Христова Георгия стоит на софейской и на митрополичьей земле. Да в селе митрополичий двор, а в нем живет митрополич приказщик Ондрей Мачихнин(?) Двор поп Андрей на церковной земле, двор церковной дьячек Гриша Микулин, двор понамарь Олексейко Акакиев, двор проскурница Марина ... А крестьян в селе: 
- двор Петруша Офонасов
- двор Захарко да Игнашко Офонасовы, да у них же живет бобыль непашенной Тимошка Кирилов
- двор Якуш Игнатьев з детьми с Истомкою(?) да с Юшкой
- двор Иванко Олексеев да Иванко Кузмин
- двор Михалка Васильев
- двор Трофимко Максимов
- двор вдова Анница Павловская жена Степанова
- двор Куземка Ондреев
- двор Сенка да Максимко Леонтьевы
- двор Иванко Нефедов Срачун да Тимошка Михалов з зятем с Поздюком Демидовым, да у них же живет бобыль непашенной Гришка Исаков
- двор Васко да Третьятко Романовы
- двор Павлик Семенов
- двор Иванко Степанов
- двор Офромейко Осташев с сыном с Куземкою
- двор Никитка Лукин с сыном с Кондраткою
- двор Сенка Степанов
- двор Иванко Семенов
- двор Ондрейко Антипов з детьми с Ыванком да с Ондрейкой
Пашни крестьянской 28 четь в поле, да в дву полех по тому ж. Сена на отхожих пожнях в болоте на Вынезде да на Шибине ?69 копен волоковых. А тое земля худа. В том же селе двор пуст и хоромы розвалилися... В том же селе бобыли непашенные:
- двор Злобка Игнатьев с сыном с Филипком
- двор Истомка Никифоров
- двор Иванко Борисов Ле...ков
- двор Истомка Филиппов
- двор Матфейко Ондреев
- двор Дмитрей Оксенов з детьми с Гришкою да с Федкою
- двор Обросимко Никифоров
- двор Архипко Панфилов..."
 
Если кроме 18 дворов крестьянских и 8 дворов бобыльских учесть 4 двора церковного причта и двор митрополичьего приказчика, то всего получится в селе 31 двор жилой, да еще один двор заброшен. По тем временам это очень большой населенный пункт - множество поселений насчитывало 3-5-7 дворов, были и деревни в 1-2 двора. 

1604 год
Следующий документ, в котором упоминаются Черницы - это ямские дела Тайного приказа. Дела эти изданы в печатном варианте (Русская историческая библиотека. Том XXII. Дела тайного приказа. Книга II. Санкт-Петербург, 1908, столбцы 794, 826) 

«Лета 7112-го (1604-го) генваря в 30 день … подьячей Гордий Мазилов да Денис Деревецкой приезажали в Ондриевской погост Грузинский в Софейскую вотчину в село Черницы, спрашивали и обыскивали про Пчевских охотников, про Матфейко Дмитриева и про его сына Степанка, и про его племянника Иванка Лукина да про его внучат, да про охотника про Фетка Сысоева, да про его брата Филитка прозвище Меньшика, да про Иванко Дмитриева, да про его пасынка про Павлика Зыкова, да про Иевка Софонтиева, да про его сына про Васька, да про Павлика про Захарьева прозвеще про Мануху, и про его детей да про Матфейка Оникиева, да про Томилка Володимерова и про его сына, да про Кондрашка Иевлева з братьею… охудали ли, и сколь давно, и от чего охудали … и что у них какова живота, лошадей гонных и хлеба стоячего и молоченого … И Егорьевский священник Черницкие волости Андреян Клементиев сказал по священству, а староста Василей Романов да волостные люди: Ондрий Анкипов, да Семен Степанов, да Дмитр Оксов, да Ондрон Максимов, да Поздяк Демидов, да Микифор Яковлев, да Макар Иванов, да Карп Ларивонов, да Семен Тютнев, да Олексий Захарьев, да Иван Дятлев, да Василей Филипов, да Петр Демидов и вси волостные люди сказали: … от нас ям удалел, и про того Иванка Дмитриева сына с товарыщы не ведаем, охудали ле оне или не охудали… А обыск писал церковной диячек села Черниц Бакака Федоров…»

     Если сравнить оба списка, можно найти персоналии, упоминающиеся и там, и там. Например, в списке 1592 года мы видим Васку и Третьятку Романовых, а в 1604 году - старосту Василея Романова. В 1592 Ондрейко Антипов - в 1604 Ондрий Анкипов. В 1592 Сенка Степанов - в 1604 Семен Степанов. В 1592 бобыль Дмитрей Оксенов - в 1604 Дмитр Оксов. В 1592 Тимошка Михалов с зятем Поздюком Демидовым - в 1604 Поздяк Демидов. Прослеживаются аналогии и в списке церковного причта: в 1592 поп Андрей - в 1604 священик Андреян Клементьев. 
     
1620 год
За шестнадцать лет, отделяющих прошлый документ от нынешнего (выписки из писцовой книги письма и дозору Мины Лыкова и подьячего Якова Гневашева за 1620 год), многое изменилось в Черницах. Смутное время ударило по всему северо-западу России. Неоднократно прокатились по Черницам и их окрестностям войска поляков и шведов ("литовских и немецких людей"), сначала стремившихся занять Тихвин, а потом откатывающихся назад от так и не взятого города. Тихвин захватчики не смогли покорить, но окрестные земли разграбили начисто. Самые частые записи в книге Мины Лыкова: "места дворовые пусты, дворы пожгли и крестьян побили немецкие и литовские люди во ... году". Такую же картину застал писец Лыков и в Черницах: "...в Андреевском погосте Грузинском митрополита ноугороцкого вотчина село Черницы на речке на Пчеуже, а в селе место церковное страстотерпца Христова Егория. Церковь сожгли немецкие люди в прошлом ("прошлом"="прошедшем", т.е. не обязательно год назад, а в "прошлые" годы) 122-м (7122=1614) году. Да в Черницах же митрополичьи крестьяне селяца вново после войны немецких и литовских людей:
- во дворе Фетка Иванов
- во дворе бобыль непашенной Филипко Федоров
да два двора пусты - Харки Федотова, да Васки Иванова. Харка да Васка обнищали от литовских и от немецких людей разоренья, кормяца Христовым именем. Да место дворовое пусто, что было двор митрополичий, а в нем жили митрополичьи приказщики. Да четыре места дворовых церковного причету, да дватцать мест дворовых крестьянских пусты. Дворы пожгли, крестьян побили немецкие и литовские люди в прошлом 121-м (7121=1613) и 122-м (7122=1614) году..."
     
     Большое село превратилось в руины. За четыре года, прошедших от разорения Черниц до появления там писца Лыкова, только двое хозяев из 32 отстроились заново. К сожалению, не удалось точно идентифицировать, потомки каких именно крестьян (из списка 1592 года) упомянуты в переписи 1620 года. Фактически, генеалогию черницких крестьян можно изучать только до предела 1614-1620 года, когда более раннее население, погибшее в Смутное время, сменилось новыми насельниками этих мест, вполне возможно в какой-то части своей пришлыми, не связанными родством с прошлыми жителями Черниц.  

1630-1640 годы
По материалам архива ИИ РАН в 1912 году одним из исследователей была опубликована книга: Б.Д.Греков "Новгородские бобыльские порядные". Бобыли на новгородчине - это фактически арендаторы земли, не имеющие ее в собственности и обрабатывающие землю за "поземную" плату. Соответственно, порядные - это аналог договора аренды земли на обговоренных условиях, который заверен "послухами" (свидетелями). Из почти пяти десятков порядных три относятся как раз к Черницкой волости и Черницам. К сожалению, типографский брак не позволяет ознакомиться с одной из них (порядная №35), но две вполне доступны к прочтению: 




     


















     Ерофей Афанасьев поряжается в село Черницы, быть бобылем. В порядной Прокофья Константинова место жительства точно не указано (Черницкая волость), зато упомянуты поп и дьячек Черницкой церкви: поп Ануфрей Кондратьев и дьячек Иванко Онтонов, и крестьяне Черницкой волости Изот Иванов и Исак Потапьев. Очень интересно было бы проследить родословную этих людей - может быть, и до наших дней она дотянется? 



1775 год
В исповедных росписях Черницкой церкви упомянуто не село Черницы, а деревня при церкви и погосте: деревня Погоская. В ней на то время насчитывалось 25 крестьянских дворов, в которых проживали 156 человек обоего пола, детей и взрослых (подсчет по тексту исповедной росписи). 

1796 год - исповедные росписи села Черниц. В это время в селе уже 35 дворов и 208 человек (аналогичный подсчет по тексту росписи).



 




ГАНО, фонд Ф-437, опись 1, дело 11 Основной промысловый налог
Лист 31
...Податному инспектору от контролера:

"При объезде мною участка я получал неоднократныя заявления обывателей с.Черниц Оскуйской волости, что крестьянка их села Аграфена Иванова Моховова производит у себя торговлю красным товаром без выборки торговых документов. Товару у нее бывает единовременно на 200, 400 и больше, до 1 000 рублей"


ГАНО, фонд Р-491, опись 1, дело 167 Поселенный список плательщиков единого сельскохозяйственного налога в 1924-25 году
листы 94 - 103оборотный ,Черницы
В списке числится 106 домохозяйств.

 

 

 


Copyright MyCorp © 2017