Форма входа

Поиск

Друзья сайта






Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 27.06.2017, 13:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Папешины
главная | Регистрация | Вход
Черницкий приход


ПРИХОД ЧЕРНИЦКОЙ ЦЕРКВИ

 
                    
Приход находился на новгородских землях, в Обонежской пятине, Заонежской половине, в Грузинском Андреевском погосте. Село Черницы (в некоторых документах пишется как Черниц-погост) расположено на реке Пчевже, на правом ее берегу, в нескольких километрах от места ее впадения в реку Волхов. Самые древние описания этих земель можно найти в Писцовых книгах. К сожалению, по Обонежской пятине книг этих сохранилось не много, и они не полны. Поэтому хотя и существует Писцовая книга Обонежской пятины письма Юрия Константиновича Сабурова 7004 (1495-96) года, но Грузинский погост в ней не упомянут и первое упоминание о селе Черницы и Черницкой церкви нашлось в Писцовой книге Обонежской пятины Заонежской половины письма Ондрея Васильева Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 (1582-1583) года, где описано "...село Черницы на реке Пшовже, а в селе церковь Страстотерпца Христова Георгия, древеная..."
     В период с 1850 до 1917 года к приходу Черницкой церкви Святаго Великомученика Георгия относилось село Черницы и деревни Велья (на правом берегу Пчевжи), Черниц-Мелеховская (Мелеховская), Крутиха, Покровское (на левом берегу Пчевжи). Примерно до 1858 года существовала и относилась к этому приходу деревня Михайловское, расположенная между деревнями Крутиха и Мелеховская. В конце 18 - начале 19 века Михайловского, по всей видимости, еще не существовало, но зато были жилыми и  относились к этому приходу деревни Запольско (на правом берегу Пчевжи, напротив д.Крутиха) и Озерево (между реками Волхов и Пчевжа, среди озер, из которых берет начало река Кол/Кола/Кольская), но к 1850 году эти деревни уже исчезли. Судя по старым картам (1784-85 годы) и воспоминаниям жителей, существовала еще деревня Хочевицы, исчезнувшая, вероятно, еще в середине 18 века, поскольку на карте 1874 года отмечена не деревня Хочевицы, а урочище Хочевицы/Кочевичи. 

ЦЕРКОВЬ.
 
1582-1583 год
Первое найденное мною упоминание о церкви в селе Черницы - в писцовой книге Обонежской пятины Заонежской половины письма Ондрея Васильева Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 (1582-1583)  года
 
     В церковных ведомостях начала 19 века есть описание церкви в селе Черницы:
     "...церковь во имя святаго великомученика Георгия деревеная, украшена благолепно, сосуды серебреные и утвари довольно..." (1801 год)
     "...церковь... состоит в твердости и утвари довольно..." (1802 год)
     "...церковь... тверда и в ней утварь вся исправна..." (1805 год)
     "...церковь... деревяная... твердая, вся утварь исправная..." (1807 год)
 
     Деревянной церковь оставалась вплоть до нашего времени. Конечно, она скорее всего реставрировалась, а возможно, и строилась заново, может быть и не единожды за несколько веков. Предстоит просматривать массу документов в архиве, чтобы выяснить это. Каменного здания в приходе так и не построили. Есть истории, рассказанные старожилами, о строительстве каменной церкви уже в начале 20 века. "...Хотели стоить камену церкву, мужики уже камень собирали, на лошадях возили. (На фундамент?) Да, да, на фундамен. (А когда это было?) Када было? Колхос еще не был, не задолго до тово..." "...Моя мама как раз мной беремена была, так ходила помогать, воду для раствора носила, кирпичи. А я триццать первово года родивши, так вот пощщитайте, когда было". Судя по этим рассказам, церковь строили в конце двадцатых-начале тридцатых годов. Есть фотография, которая атрибутируется как фото недостроенной каменной церкви в селе Черницы
 
 
     Это фото обсуждали в группе "Этнография Чудовской земли" - многие склонялись к тому, что слишком велико здание церкви. Однако у меня перед глазами был другой пример, фото ныне разрушенной церкви в с.Тигода (фото сделано около 1919 года) и современный вид той же церкви. На фото Тигодская церковь (так же со стоящими рядом людьми, что показательно для масштаба) кажется огромной и очень трудно соотнести то величественное здание с нынешними руинами, которые кажутся намного меньше изображенной на фото церкви, хотя это однозначно один и тот же объект. Здесь я вижу тот же эффект - большое здание на фото, которое очень трудно представить на местности в наши дни. Конечно, для решения этого вопроса хорошо бы подойти к делу основательно: прикинуть размер церкви на фото и сделать промеры на местности. Вообще пока с церковью много неясностей - каменная, похоже, была разрушена в 30-е годы ХХ века, деревянная сгорела (со слов жителей) в 1941-42 году.
 
ПРИЧТ
 
      В Санкт-Петербургском Институте Истории Российской Академии Наук (СПб ИИ РАН) есть дело "Лета 7100 (1592) книги Софейския вотчины письма митрополича старца Левкия", в которой описаны принадлежащие митрополиту села, деревни и угодья, и в том числе село Черницы с церковью. Это самое раннее найденное нами упоминание о причте церкви в с.Черницы: "...а в сем селе церковь страстотерпца Христова Георгия ... двор поп Андрей на церковной земле, двор церковный дьячек Гриша Микулин, двор понамарь Олексейко Акакиев, двор проскурница Марина..." (ИИ РАН, колл.2, оп.1, д.37, л.162)
 
     Следующие упоминания о церковном причте можно найти в делах Тайного приказа (Русская историческая библиотека. Том XXII. Дела тайного приказа. Книга II. Санкт-Петербург, 1908, столбец 794). "Лета 7122 (1614) генваря в 30 день ... преежали в Ондреевский погост в Грузинский в Софейскую вотчину в село Черницы..." посланные воеводой Буйносовым люди, чтобы "допросить" священника и людей Черницкой волости о состоянии дел ямщиков Пчевского яма. Отвечал им "...Егорьевский священник Черницие волости Андреян Клементьев... а обыск писал церковной диячек села Черниц Бакака Федоров..."

     В книге Б.Д.Грекова "Новгородские бобыльские порядные", 1912 года издания, содержатся несколько документов, относящихся к Черницам. В том числе порядная Прокофья Константинова, поряжающегося в бобыли. Порядную запись писал "...дьячек Черницкой волости Иванко Онтонов...", а за Прокофья Кондратьева "...к сей порядной Егорьевский поп Софейской вотчины Черницкой волости Ануфрей Кондратьев ... руку приложил..."
 
      В Государственном архиве Новгородской области есть дело, называемое "Сказки священников разных церквей Новгородской епархии о брачных актах и деньгах, полученных за таковые", датированное 1726 годом (ГАНО, фонд 480, опись 1, дело 144). На листе 62 есть записка:
"...Обонежской пятины села Черниц поп Федо(р?) Михаилов сказал по священству в прошлом де 723 году в майе месяце венчал он поп в приходе своем свадеб а именно первобрачных две..." 

     Кроме того, там же хранятся ревизские сказки Обонежской пятины 1737 года (фонд 480, опись 1, дело 388). Исследователь А.Зверев, просматривая это дело, нашел следующие данные о священниках Черницкой церкви:

        - поп Черницкой церкви великомученика Георгия - Федор Михайлов, 53 года (1684г.р.), назначен на место своего умершего отца Михаила Матвеева. Дети Федора Михайлова — Владимир, 31 год (1706г.р.) и Семен, 15 лет (1722г.р.). Брат Федора Михайлова - Андрей Михайлов, 60 лет (1677г.р.).

        - дьякон — Василий Минин, 45 лет (1692г.р.), назначен на место отца Мины Иванова

        - пономарь — Марк Михайлов, 56 лет (1681г.р.) и брат его Яков Михайлов

      О Черницком приходе сказано, что всего в нём 75 дворов, мужского пола - 218 человек.

    
    Кроме ревизских сказок в ГАНО есть исповедные росписи
Черницкой церкви за 1775 год (фонд 480, опись 1, дело 1509), где перечислен церковный причт с чадами и домочадцами:

1. Священник Елисей Мартынов - 55 лет (1720г.р.), жена его Пелагия Федорова - 51 год (1724г.р.), дети их Филипп - 15 лет, Стефан - 11 лет, Авдотья - 8 лет, Параскева - 5 лет
2. Дьячек Иван Васильев - 34 года (1741г.р.), жена его Катерина Константинова - 33 года (1742г.р.), дети их Иван - 5 лет, Василий - 3 года, Анна - 7 лет
3. Понамарь Михайла Никитин - 32 года (1743г.р.), жена его Ирина Петрова - 33 года (1742г.р.), дети их Никифор - 3 года, Федот - 6мес, Параскева - 10 лет, Марфа - 9 лет; онаго понамаря отец той же церкви понамарь Никита Марков - 56 лет (1719г.р.), жена его Афимья Васильева - 59 лет (1716г.р.), дети их Иван - 16 лет, Матрона - 23 года. 
 
Следующий документ, который удалось найти в том же архиве - исповедные росписи Черницкой церкви за 1796 год (фонд 480, опись 1, дело 1837):

1. Священник Иван Елисеев - 39 лет (1757г.р.), жена его Авдотья Григорьева - 35 лет (1761г.р.), дочь их Татьяна - 5 лет
2. Диакон Павел Иванов - 32 года (1764г.р.), жена его Авдотья Елисеева – 29 лет (1767г.р.), сын их Григорий(?) – 6лет
3. Дьячек Федот Михайлов – 23 года, отец его дьячек Михайло Никитин вдов – 52 года, дочери его Параскева – 29 лет, Марфа – 27 лет, Афимья – 18 лет
 
     В те годы места священнослужителей зачастую переходили "по наследству" - за подрастающими детьми закреплялись места их отцов в той же церкви. Если посмотреть на два вышеприведенных списка, то эту тенденцию можно отметить и в Черницах. В 1775 году священником был Елисей Мартынов, а спустя 21 год, в 1796 году, священническое место принадлежало Ивану Елисееву. С большой вероятностью можно утверждать, что это сын попа Елисея, которому в 1775 году было 18 лет. В исповедной росписи он не отмечен скорее всего потому, что в это время скорее всего учился в семинарии. Бывший в 1775 году пономарем Михайла Никитин заступил на место отца, пономаря Никиты Маркова. Потом, вероятно, дослужился до дьячка и в 1796 году дьячком был уже его сын Федот Михайлов. Чуть позже нашлось подтверждение этих предположений: в церковной ведомости Черницкой церкви за 1798 год (ГАНО, фонд 480, опись 1, дело 1873) есть запись "...благочинный священник Иван Елисеев... села Черниц священнический сын на место своего отца к сей церкви произведен 1779 года..." По этой ведомости причт Черницкой церкви в 1798 году таков:
 
1. Благочинный священник Иван Елисеев - 41 год, женат, у него сын Иван - 1 год
2. Диакон Павел Иванов - 37 лет, сего села Черниц дьячков сын, пономарем посвящен в Тихфинский Боровинской монастырь, к сей церкви переведен во дьячки на место отца, а 1790 года диаконом произведен. Женат, и у него сын Григорий - 8 лет.
3. Дьячек Федот Михайлов - 24 лет, сей церкви дьячков сын, пономарем посвящен в Макарьеву пустынь, а к сей церкви указом переведен на место отца своего 1790 года. Женат.
4. Пономарь Федор Иванов - 18 лет, Новгородского уезда, села Мотохова диакона сын, посвящен к сей церкви пономарем 1790 года. Холост
 
     Судя по этим документам, еще в 1798 году существовало Черницкое благочиние (в Русской православной церкви это часть епархии, объединяющая несколько приходов, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга, возглавляется священником-благочинным), к которому, если судить по церковным ведомостям за 1798 год, относились 23 прихода Новгородского уезда (села Черниц, села Водосей, села Доброго, села Бабина, села Кривина, села Коровьего Ручья, села Андрианова, Ильинского Тигоцкого погоста, села Пельгор, села Замостья, Грузинского погоста, села Оскуи, села Климкова, Деревского погоста, села Горнешна, села Папоротна, села Селищ, Хубецкого погоста, Морозовского погоста, села Покровского, села Рышева, Мытенского погоста, Ксенофонтовой пустыни), а священник села Черниц был благочинным. Но уже в 1801 году границы благочиний изменились, село Черницы стало относиться к Николаевскому Полистскому погосту. Например, есть "Ведомость учиненная Новгородского уезда благочинным Николаевскаго Полискаго погоста священником Иваном Елисеевым о состоянии находящейся в ведомстве его села Черниц церкви священноцерковнослужителей и их детей за 1801 год
Сохранились церковные ведомости конца 1790 - начала 1800-х годов (ГАНО, фонд 480, опись 1, дело №1873 - 1798год, дело №1940 - 1800 год, дело №1989 - 1801год, дело 2031 - 1802 год, дело 2078 - 1805 год, дело 2145 - 1807год), где перечислен причт Черницкой церкви на те годы.

     В 1801 году священником Черницкой церкви служил Павел Иванов, о котором в ведомости написано, что был он "...40 лет... женат... села же Черниц дьячков сын пономарем произведен Тихвинского уезда во Боровинский монастырь К сей церкви указом причислен во дьячки на место отца, а 1790 диаконом. Произведен во священники 1799 года..." Интересно, что благочинным этой территории назван священник Иван Елисеев - скорее всего тот же Иван Елисеев, который несколькими годами ранее служил в Черницкой церкви и был благочинным Черницкого благочиния. 
     Кроме священника в 1801 году в ведомости о Черницкой церкви указан "...дьячек Алексей Алексеев... 8 лет... учится(?)... села Грузина священников сын к сей церкви указом во дьячки определен 1799 года..." и "... пономарь Федор Иванов... 41 лет... Новоладожского уезда, села Мотохова дьяконов сын Посвящен сей церкви пономарем 1790 года... в подушной оклад не положен..." В этой же ведомости вписан "...праздноживущий священник Алексей Яковлев... 35 лет... женат..." находящийся "...в разслаблении..."
     Здесь есть, конечно, неясности. Например, возраст дьячка, хоть бы и учащегося - 8 лет. Цифра написана отчетливо, никаких сомнений в написании нет. Интересно, каким образом мог стать дьячком или семинаристом малолетний ребенок? Эта загадка прояснилась чуть позже, когда в нескольких церковных ведомостях нам встретились записи о малолетних детях священников/дьячков/пономарей, за которыми места в церковном причте были утверждены задолго до совершеннолетия этих детей. "...дьяконское место праздно, утверждено за детьми вышеозначенного священника...", которым на тот момент было 10-12 лет.
     Зато ясно происхождение пономаря Федора Иванова (судя по церковной ведомости, он приблизительно 1780 года рождения). В Санкт-Петербургском государственном историческом архиве (ЦГИА) есть исповедные росписи Мотоховской церкви за 1788 год (фонд 19, опись 112, дело 356), где в Мотоховской церкви указан диакон Иван Самуилов, 41год(1747гр), жена его Агриппина Петрова, 41 год(1747гр) и дети: Федор 9лет(1779гр), Ирина 19лет(1769гр), Матрона 10лет(1778гр), Степанида 6лет(1782гр) и Авдотья 4лет(1784гр). В документах того времени расхождение возраста в один год - это, можно считать, идеальная точность, поскольку нередки случаи, когда в разных источниках разница эта бывает и 3-5-7 лет.
     Состоящий ранее (в 1798 году) в причте Черницкой церкви дьячек Федот Михайлов переведен впоследствии священником в село Водос, о чем есть запись в церковных ведомостях за 1810 год: "...священник Федот Михайлов, 36 лет, села Черниц дьячков сын..."

     В церковных ведомостях 1802 года перечислены: тот же священник Павел Иванов, дьячек Алексей Алексеев и "...отец его священник Алексей Яковлев, больной параличью... села Грузина... в 793 году во священники посвящен..." Пономаря Федора Иванова в списке нет. Теперь становится понятны родственные связи: в Черницах живет бывший священник с.Грузино, больной и потому находящийся в отставке. Сын же его причислен дьячком к Черницкой церкви без обучения в школе и семинарии (в соответствующей графе ведомостей против его имени стоит пометка "...не учился..."), но тем не менее он "...чтению обучен... и катехизис знает..." Видимо, обучение было домашним.
 
      В 1805 году "...священническое место праздно...", из церковнослужителей в Черницах остался дьячек Алексей Алексеев, уже 13 лет от роду, и пономарь Федор Иванов - тот же самый? Нет, не тот. В "послужном списке" нынешнего Федора Иванова видим: "...30 лет... Ладожского уезда села Мотохова священнический сын, в 789 году был посвящен во дьячки Новгородского уезда в М...ю пустыню, в 803 году п...н в пономари в село Черницы..." Открываем опять исповедную роспись села Мотохова за 1788 год: священник Иван Иванов 36лет(1752гр), жена его Наталия Елисеева 37лет(1751гр) и дети их: Феодор 13лет(1775гр), Иван 9лет(1779гр), Стефан 4лет(1784гр) и Анна 3лет(1785гр). Все точно - это как раз тот Федор Иванов, что прислан в с.Черницы в пономари. Еще одно подтверждение этому - материалы с сайта http://www.petergen.com/bovkalo/spbd/sobolevnl.htm где есть упоминания о Федоре Иоанновиче Соболеве, который с 1789 года был дьячком Макариевой пустыни Новгородского уезда, а затем с мая 1803 до мая 1807 года - дьячком Черницкой церкви Новгородского уезда. Из Черницкой церкви в 1807 году он переведен в священники села Васильково. В церковных ведомостях села Клинкова за 1813 год есть запись "...умершего священника Павла Тимофеева жена вдова Татьяна Никитина... и дочь ея Татьяна, 30 лет, находящаяся в замужестве за Ладожского уезда, села Василькова за священником Федором Ивановым...". Федор Иванович Соболев женился на Татьяне Павловой, дочери умершего клинковского священника.
     К ведомости 1805 года "... руку приложил дьячек Алексей Алексеев..." - четкие, почти печатные, действительно детские буквы.
     В 1807 году "...священническое место праздно, панамарьское место праздно..." Из священнослужителей в приходе остался только дьячек Алексей Алексеев, который в этом году "...обучаетса в руской Архиерейского дома школе...". Фактически, приход остался без священнослужителей. К церковной ведомости Черницкого прихода за 1807 год вместе с Алексеем Алексеевым "...села Оскуй... священник... руку приложил..."  
     В церковных ведомостях 1809 года Черницкий приход не упомянут вовсе. Видимо, из-за отсутствия "кадров" церковь в Черницах временно не функционировала. Подтверждением этому служат церковные ведомости 1811 года, где Черницкий приход слит с Оскуйским, в котором "...Первая церковь каменная Рождеству Пресвятой Богородицы, вновь построенная. Вторая деревянная во имя великомученика Георгия в деревне Черницы..." В 1813 году запись в церковных ведомостях примерно такая же: в селе Оскуи "...церковь во имя Рождества Борогодицы каменная. Вторая церковь деревянная при Чернитском кладбище во имя святаго великомученика Георгия..."

     В 1817 году в церковных ведомостях Оскуйской церкви появляется запись: "...дьячек Алексей Алексеев, 24 лет, из великороссиян, села Черниц умершего священника Алексея Яковлева сын... Жена его Мария Данилова, 20 лет, сын их Николай - 1 мес..." Это тот самый восьмилетний дьячек Черницкой церкви. Приведен здесь и его послужной список: после обучения в Архиерейского дома школе "...1808 года майя 3-го дня произведен в село Черницы дьячком, 1808 года ноября 8-го дня переведен в Новоладожский уезд, в село Тигоду дьячком, 1817 года майя 24-го дня из онаго села переведен в село Оскую дьячком..."

          Следующие документы, откуда можно узнать о церковнослужителях Черницкой церкви, датированы 1858 и далее годами - это сохранившиеся метрические книги Черницкой церкви. В 1858 году в причте были:

1. Священник Стефан Герасимов Уверов, жена его Акилина Михайлова,
     - дочь их Анна (1837-?) - в замужестве Инотина, брак в 1862, супруг Фавст Павлов Инотин (1837-?), окончивший Новгородскую духовную семинарию, назначен во священники в выставку Сквер Устюженского уезда; дочь их Александра Фавстова Инотина (1863-?)
     - дочь их Александра (1847-1902) - в замужестве Светлова, брак в 1869, супруг Павел Михайлов Светлов (1844-1902), сын священника Жабенского погоста Валдайского уезда Михаила Светлова; дети их Николай (1870-1872), Николай (1872-?), Михаил (1875-?), Владимир (1879-?)
     - Иван Стефанов Уверов - закончил курс СПб духовной семинарии, в 1862 году состоял на службе при СПб Александро-Невском училище комнатным надзирателем
     - дочь их Екатерина Стефанова - в замужестве Мацеровская, брак не позднее 1870 года, супруг - Дмитрий Мацеровский, священник 33-го пехотного Иркутского полка

2. Дьячок Андрей Стефанов Антоновский, жена его Анна Автономова, сын Иаков (1847-1884), дочь Клавдия (1858-1859), сын Василий (1859-?), дочь Евдокия (1862-?)

3. Пономарь Алексей Грузинский, жена его Агафья Иоаннова, сын Николай (1859-?), Иоанн (1862-?), Екатерина (1863-?), Симеон (1865-?), Мария (1866-?)

В 1863 году пономарь Алексей Грузинский становится дьячком Черницкой церкви вместо Андрея Антоновского. Должность пономаря начинает исправлять сын бывшего дьячка той же церкви Андрея Антоновского - Иаков Андреев Антоновский, жена его Елена Алексеева, сын Николай (?-1884), дочь Анна (1869-?), сын Иоанн (1875-?), сын Владимир (1879-?), Федор (1882-?)

В 1869 году место священника Черницкой церкви Стефана Уверова занимает его зять Павел Михайлов Светлов.

С 1874 года в церкви появляется псаломщик Павел Васильев Быстров, 1-я жена Мария Алексеева (1869-1899), 2-я жена Зоя Иванова (?-?)
     



 

Copyright MyCorp © 2017